Фирменный двухэтажный поезд "Москва - Адлер" является одним из самых прогрессивных проектов РЖД в сфере пассажирских перевозок. Этот уникальный состав начал курсировать на маршруте в ноябре 2013 года, незадолго до Олимпиады в Сочи, и стал настоящим прорывом в отечественном железнодорожном транспорте. Номера поезда - 104В (Москва - Адлер) и 104Ж (Адлер - Москва). Для данного направления выбор двухэтажного формата был неслучаен - маршрут /tickets/trains/moskva/adler/ является одним из самых востребованных в России, особенно в курортный сезон.
Время в пути составляет примерно 23 часа 55 минут при следовании из Москвы в Адлер и 23 часа 49 минут в обратном направлении. Поезд отправляется с Казанского вокзала Москвы в 10:50 и прибывает в Адлер на следующий день. Обратно из Адлера состав отправляется в 18:51.
Двухэтажный состав "Москва - Адлер" производится в России на Тверском вагоностроительном заводе. Главное преимущество двухэтажных вагонов заключается в их повышенной вместимости. Если в стандартном купейном вагоне размещается 36 спальных мест (9 купе), то в двухэтажном их уже 64 (16 купе). Вагоны СВ вмещают 30 мест вместо стандартных 18 в одноэтажных вагонах. Штабной вагон с купе для пассажиров с ограниченными возможностями рассчитан на 50 мест.
Высота потолков в вагонах составляет чуть более 2 метров, что обеспечивает комфортное перемещение пассажиров. Окна в купе закрыты герметично, а необходимый микроклимат поддерживается системами кондиционирования и отопления.
Техническое оснащение поезда "Москва - Адлер" включает в себя:
В каждом купе имеются:
История создания дизайна интерьера двухэтажных вагонов "Москва - Адлер" началась в конце 2000-х годов, когда РЖД приняло стратегическое решение о модернизации пассажирского парка. 16 июня 2009 года ОАО "Российские железные дороги" утвердило техническое задание на модельный ряд двухэтажных пассажирских вагонов поездов дальнего следования с локомотивной тягой. В рамках этого проекта были разработаны купейный, СВ и штабной вагоны. В 2010 году было утверждено техническое задание на вагон-ресторан.
Дизайн салонов двухэтажных вагонов разрабатывался с учетом современных тенденций в транспортном дизайне и эргономике. Основной концепцией оформления стал комфорт пассажиров при длительных поездках. Дизайнеры стремились создать уютную атмосферу, максимально приближенную к домашней, но с высокотехнологичным функционалом.
Цветовая гамма интерьеров была выбрана в спокойных тонах, преимущественно сине-голубых с серебристыми акцентами - фирменных цветах РЖД. Материалы для отделки салонов отбирались не только по эстетическим критериям, но и с учетом их практичности, долговечности и пожарной безопасности. Для внутренней отделки использовались современные композитные материалы, имитирующие натуральную древесину, что придавало интерьеру теплоту и уют.
Особое внимание при создании дизайна было уделено эргономике пространства. Учитывая ограниченную высоту между этажами, дизайнерам пришлось решать сложные задачи по оптимальному размещению всех необходимых элементов, чтобы пассажирам было удобно как сидеть, так и лежать во время поездки. Для этого были спроектированы специальные трансформируемые полки, которые в сложенном состоянии обеспечивали достаточно места для сидения, а в разложенном - комфортное спальное место.
Освещение в купе было спроектировано таким образом, чтобы каждый пассажир имел индивидуальный источник света, регулируемый по яркости. Это позволяло одним пассажирам отдыхать, а другим - читать или работать, не мешая соседям.
Инженеры и дизайнеры также решили важную проблему мобильности между этажами, разработав удобные лестницы с поручнями, обеспечивающие безопасное перемещение пассажиров. Внутри купе были встроены компактные выдвижные лестницы для подъема на верхние полки.
Серийное производство двухэтажных пассажирских вагонов началось на Тверском вагоностроительном заводе в 2011 году. 29 декабря 2010 года завод подписал контракт на поставку в 2013 году для нужд Федеральной пассажирской компании 50 двухэтажных вагонов различных типов.
С момента запуска фирменного поезда "Москва - Адлер" в 2013 году состав неоднократно проходил модернизацию и обновление дизайна салонов. Программа редизайна была направлена на повышение комфорта пассажиров и внедрение новых технологий.
Одним из значимых элементов редизайна стало обновление элементов интерьера с использованием деревянных покрытий, что придало вагонам дополнительный уют и теплоту. Матрасы стали упаковываться в индивидуальные гигиенические чехлы, что повысило уровень комфорта и гигиены.
В рамках технологической модернизации была улучшена система кондиционирования и отопления, обеспечивающая более точное поддержание оптимальной температуры. Внедрена усовершенствованная система электронного информирования пассажиров с дополнительными кнопками экстренной связи с поездной бригадой. В некоторых вагонах появилась услуга "Мультимедийный портал", предоставляющая пассажирам доступ к развлекательному контенту - фильмам, музыке, аудиокнигам.
Биотуалеты в вагонах были модернизированы, добавлены улучшенные средства гигиенического назначения. В рамках повышения уровня сервиса в штабном вагоне появился бесплатный душ для пассажиров.
Была расширена система безопасности поезда, добавлены новые камеры видеонаблюдения, усовершенствована система контроля доступа. Полностью обновлена система пожарной безопасности с использованием современных технологий обнаружения и тушения возгораний.
Особое внимание при редизайне было уделено потребностям маломобильных групп населения - расширены дверные проемы, оборудованы специальные подъемники, адаптированы санитарные комнаты.
Поскольку в современном мире возрастает потребность пассажиров в использовании электронных устройств, была модернизирована система электропитания вагонов, увеличено количество розеток. Также компания работает над внедрением стабильного Wi-Fi соединения на всем протяжении маршрута.
В 2022-2023 годах проведено обновление элементов брендинга РЖД в интерьерах вагонов в соответствии с новой имиджевой концепцией компании.
Фирменный двухэтажный поезд "Москва - Адлер" имеет ряд существенных преимуществ перед обычными составами:
Двухэтажный поезд "Москва - Адлер" продолжает совершенствоваться, сохраняя статус одного из самых современных и комфортабельных железнодорожных составов России. Он не только обеспечивает удобное перемещение между столицей и черноморским побережьем, но и демонстрирует возможности отечественного вагоностроения, задавая высокие стандарты пассажирских перевозок.