Фирменный поезд «Полонез» впервые соединил Москву и Варшаву в июле 1973 года, став ярким символом советско-польской дружбы. Название поезда имеет глубокий культурный подтекст — слово «полонез» происходит от французского «polonaise», что означает «польский», и вызывает ассоциации с известным старинным танцем. В первые годы существования состав насчитывал впечатляющие 20 спальных вагонов и относился к престижной категории Interexpress, что по европейским стандартам соответствовало уровню InterCity.
Поезд стал не просто транспортным средством между двумя столицами, но настоящим дипломатическим проектом. Изначально поездные бригады формировались польской стороной, а сам поезд имел номер 9/10. Интересно, что одновременно между Москвой и Варшавой курсировал и другой состав с советскими вагонами и бригадами, который следовал через пограничный переход в районе Гродно и имел в расписании номер 11/12.
«Полонез» в своей финальной версии представлял собой современный скоростной поезд, способный развивать скорость до 200 км/ч. Благодаря этому состав преодолевал внушительное расстояние более 1300 км между столицами за 19-20 часов. Вагоны поезда RIC (РИЦ) новой модификации отличались повышенным комфортом и были оборудованы по высоким европейским стандартам.
В состав поезда входили:
Все вагоны были оснащены экологически чистыми туалетными системами, что на момент создания было значительным преимуществом. В новых вагонах первого класса пассажирам предоставлялись купе с двумя нижними местами, постельным бельем улучшенного качества, дополнительной подушкой и махровым полотенцем для каждого пассажира. Особым удобством было наличие двух санитарных блоков в каждом таком вагоне, один из которых оборудовался душевой кабиной.
Технологической особенностью «Полонеза» была его способность быстро переходить с российской на европейскую колею в Бресте благодаря специальному оборудованию для смены колесных пар. После модернизации в 2007 году время этой операции удалось сократить на целый час, что положительно сказалось на общем времени в пути.
Дизайн интерьера вагонов «Полонеза» разрабатывался с особым вниманием к комфорту и эстетике. В отличие от стандартных советских поездов, «Полонез» изначально создавался с акцентом на европейский уровень сервиса. В вагонах первых модификаций располагались умывальники, а планировка купе отличалась от привычной советской — полки размещались только с одной стороны, что создавало больше свободного пространства.
Интерьер салонов подчеркивал международный статус маршрута. Материалы отделки, цветовые решения и эргономика были продуманы с учетом долгих часов пути. Особое внимание уделялось деталям — от текстиля до осветительных приборов. Отличительной чертой была система кондиционирования воздуха, редкая для того времени.
Купе первого класса оформлялись с использованием качественных отделочных материалов — натурального дерева, текстиля, металлических элементов. Цветовая гамма была выдержана в спокойных тонах, создающих атмосферу комфорта и спокойствия. Сиденья и спальные места отличались повышенной мягкостью, что было особенно важно для ночных переездов.
Проход по вагону был достаточно широким, что обеспечивало удобство перемещения пассажиров. Особое внимание уделялось звукоизоляции купе, что позволяло пассажирам отдыхать в тишине даже при движении поезда на высокой скорости.
За почти полувековую историю «Полонез» пережил несколько значительных модернизаций. С 2000-х годов, по мере изменения пассажиропотока, состав поезда постепенно сокращался, но уровень комфорта и технического оснащения, напротив, повышался.
Первый серьезный этап модернизации произошел после временной приостановки движения. С 11 декабря 2005 года по 27 мая 2007 года «Полонез» не курсировал из-за возросших эксплуатационных издержек и снижения пассажиропотока. Когда в 2007 году движение возобновилось, поезд представил пассажирам обновленный уровень комфорта.
В ходе редизайна обновлению подверглись:
Важным изменением стало проведение поездов на паритетных началах — поездные бригады формировались как российской, так и польской сторонами. Технически совершенствовалась система перехода с российской колеи на европейскую, что позволило сократить время этой операции с двух часов до одного.
В последующие годы продолжалась замена старых вагонов на новые, оснащенные современными системами климат-контроля, более комфортабельными купе и совершенствованным санитарно-техническим оборудованием. По отзывам пассажиров, преобразившийся «Полонез» стал соответствовать лучшим европейским стандартам комфорта.
В последние годы существования поезда многие вагоны были немецкого производства, отличались качественной сборкой и высоким уровнем комфорта. Пассажиры отмечали чистоту купе, мягкость и удобство спальных мест, хорошую работу систем климат-контроля. Правда, некоторые пассажиры сетовали на то, что проводники не всегда оптимально регулировали работу кондиционеров.
Обновленный «Полонез» продолжал следовать российским и международным требованиям к пассажирским поездам дальнего следования, но с 2016 года поезд обслуживался только российской стороной (РЖД) из-за изменений пограничного режима между Россией и Беларусью.
«Полонез» имел особое значение в период открытия границ после 1993 года, когда он активно использовался «челноками» для транспортировки товаров из Варшавы в Москву. Поезд стал важным звеном в развитии торговых связей между странами в постсоветский период.
Несмотря на изменения в политической обстановке и экономических отношениях между странами, «Полонез» долгое время оставался символом культурных и экономических связей между Россией и Польшей. Однако в 2020 году легендарный маршрут прекратил своё существование, завершив почти полувековую историю, богатую событиями и трансформациями.
Сегодня «Полонез» остается в памяти как яркий пример международного железнодорожного сотрудничества и символ целой эпохи в истории транспортных связей между Востоком и Западом Европы.
В своей последней версии «Полонез» ежедневно во второй половине дня отправлялся с Белорусского вокзала Москвы и прибывал в Варшаву на следующее утро. В обратном направлении поезд отправлялся из Варшавы вечером и прибывал в российскую столицу после обеда следующего дня.
Маршрут поезда включал остановки в:
В Бресте осуществлялась смена колесных пар для перехода с российской на европейскую колею. Эта процедура была важной технологической особенностью маршрута и занимала около часа. Пограничный контроль в обратном направлении осуществлялся в Тересполе в вечернее время.
«Полонез» стал не просто средством передвижения, но культовым железнодорожным маршрутом, соединившим российскую и польскую столицы на протяжении нескольких десятилетий, и оставил яркий след в истории международного железнодорожного сообщения.