Стремительный, элегантный и технологичный — фирменный поезд «Аллегро» соединил две северные столицы, создав новую эру в железнодорожном сообщении между Россией и Финляндией. Этот высокоскоростной международный экспресс стал воплощением передовых инженерных решений и уникального дизайна, превратив путешествие между Санкт-Петербургом и Хельсинки в комфортное и быстрое перемещение по современному транспортному коридору.
Название поезда пришло из мира музыки — «аллегро» означает «весело, бодро, радостно» на итальянском языке. Это перекликается с названием ранее курсировавшего по данному маршруту поезда «Сибелиус», получившего имя в честь знаменитого финского композитора. Первоначально предполагалось использовать техническое наименование «PendolinoSm6», однако оно было признано неблагозвучным для русскоязычной аудитории.
История «Аллегро» началась в 2006 году, когда РЖД, финская VR Group и итальянский производитель Alstom приняли решение о совместной разработке нового высокоскоростного подвижного состава для маршрута Санкт-Петербург — Хельсинки. За основу была взята обновленная версия электропоезда Sm3, который использовался финскими железными дорогами с начала 1990-х годов.
Эксплуатацию поезда осуществляло совместное предприятие Oy Karelian Trains Ltd, образованное компаниями «Российские железные дороги» и финской Suomen Valtion Rautatiet (VR). Для обслуживания маршрута в Италии на заводе Alstom были изготовлены четыре состава, которые прибыли в порт Вуосаари вблизи Хельсинки в январе 2010 года.
В 2009-2010 годах комплектующие электропоезда прошли стендовые испытания, а в феврале-апреле 2010 года в России были проведены сертификационные проверки. Тестовая поездка из Хельсинки в Санкт-Петербург состоялась 17 ноября 2010 года. Торжественное открытие скоростного движения произошло 12 декабря того же года, а полноценная эксплуатация всех четырех составов началась 29 мая 2011 года.
«Аллегро» представляет собой высокоскоростной двухсистемный электропоезд из семейства Pendolino итальянского производства компании Alstom. Поезд относится к новому поколению платформы Pendolino и имеет фиксированную составность из 7 вагонов, что обеспечивает пассажировместимость в 337 человек.
Основные технические параметры:
Одним из ключевых технических преимуществ «Аллегро» является его двухсистемность — поезд способен работать как на линиях с постоянным током (3 кВ в России), так и на линиях с переменным током (25 кВ в Финляндии). Это позволяет ему беспрепятственно преодолевать границу без смены локомотива или длительных технических операций.
Важнейшей особенностью поезда стала технология наклона кузова до 8 градусов (система Pendolino), которая позволяет проходить повороты без снижения скорости, компенсируя действие центробежной силы и обеспечивая высокий уровень комфорта для пассажиров.
«Аллегро» проектировался специально для северных условий эксплуатации. Поезд оснащен оборудованием, предотвращающим скопление снега и льда на ходовой части вагонов, имеет защищенные токопроводящие линии и специально разработанное подвагонное пространство для экстремальных погодных условий.
Создание интерьера «Аллегро» стало ярким примером международного сотрудничества в области промышленного дизайна. Разработчики из компании Alstom совместно со специалистами РЖД и VR Group создали концепцию салона, который должен был сочетать европейский комфорт с учетом специфики российско-финляндского маршрута.
Основной идеей дизайнеров было создание интерьера, напоминающего салон современного авиалайнера, но с дополнительным пространством и удобствами железнодорожного транспорта. Итальянские специалисты разработали эргономичную концепцию, предложив несколько вариантов исполнения, из которых был выбран оптимальный для комбинированной эксплуатации в двух странах.
Цветовое решение салона было выбрано неслучайно — гамма сочетает элементы национальных флагов России и Финляндии, подчеркивая международный статус поезда. Синие, красные и серебристые оттенки создают узнаваемый фирменный стиль как в экстерьере, так и в интерьере состава.
Особое внимание было уделено эргономике посадочных мест. Команда дизайнеров провела серию исследований для определения оптимальной формы кресел, учитывающей антропометрические особенности пассажиров и длительность поездки. Был выбран вариант с регулируемой спинкой, оптимальным наклоном сиденья и продуманными подлокотниками.
Для производства элементов интерьера использовались высококачественные материалы, устойчивые к износу и соответствующие строгим требованиям пожарной безопасности. В вагонах первого класса для обивки кресел применялась натуральная кожа, что подчеркивало премиальный статус этой категории обслуживания.
Освещение салона разрабатывалось с учетом создания комфортной атмосферы в любое время суток — мягкая верхняя подсветка дополнялась индивидуальными светильниками для чтения. Система кондиционирования обеспечивала равномерное распределение воздушных потоков без создания дискомфортных зон.
В дизайне интерьера учитывались и функциональные требования: просторные багажные полки, расположенные над сиденьями, были спроектированы таким образом, чтобы обеспечить легкий доступ к багажу и максимальную вместимость.
Салон «Аллегро» разделен на два класса обслуживания, каждый из которых предлагает свой уровень комфорта:
Первый класс:
Второй класс:
Каждое место в поезде оборудовано:
В составе «Аллегро» имеется вагон-ресторан, расположенный в третьем вагоне. Он оснащен 10 столиками на 38 посадочных мест, баром и тремя барными столиками. Меню включает блюда русской и финской кухни, а оплата возможна как наличными, так и банковскими картами.
Среди других особенностей, обеспечивающих комфорт пассажиров:
В 2018 году, в рамках подготовки к чемпионату мира по футболу в России, поезда «Аллегро» прошли масштабную модернизацию. Обновленный состав был торжественно представлен публике 25 мая 2018 года на Финляндском вокзале в Санкт-Петербурге.
Основные изменения в рамках редизайна коснулись интерьера пассажирских салонов. Каждое кресло было дооборудовано индивидуальной электрической розеткой для подзарядки электронных устройств, что стало ответом на возросшие потребности современных пассажиров в постоянном доступе к мобильным гаджетам.
Значительным улучшением стало добавление эргономичных подголовников на спинки сидений, что повысило комфорт при длительном путешествии. Обивка кресел также была обновлена с использованием более современных износоустойчивых материалов, сохраняющих первоначальный внешний вид даже при интенсивной эксплуатации.
Система освещения салона получила обновление с применением энергоэффективных светодиодных элементов, что позволило создать более комфортную световую атмосферу при снижении энергопотребления. Была модернизирована и система кондиционирования с улучшением распределения воздушных потоков.
Информационная система поезда также подверглась модернизации — были установлены новые цифровые табло с улучшенной читаемостью и расширенным набором отображаемой информации. Аудиосистема получила обновление для улучшения качества звука информационных сообщений.
В рамках редизайна были учтены накопленные за годы эксплуатации отзывы пассажиров. На их основе проведена оптимизация расположения элементов интерьера, улучшено качество отделочных материалов в местах наибольшего контакта с пассажирами.
Модернизация коснулась и технических систем поезда — было обновлено программное обеспечение управления движением, произведена замена изношенных компонентов ходовой части, усовершенствованы системы безопасности.
Фирменные поезда «Аллегро» курсировали между Санкт-Петербургом и Хельсинки ежедневно, совершая до четырех рейсов в каждом направлении. Они зарекомендовали себя как надежное и комфортное транспортное средство, укрепившее деловые и туристические связи между Россией и Финляндией.
Маршрут поезда включал остановки в Выборге (на территории России), а также в Вайниккале, Коуволе, Лахти и Тиккуриле (на территории Финляндии). Уникальной особенностью путешествия на «Аллегро» стало прохождение пограничного и таможенного контроля непосредственно во время движения поезда, что существенно сокращало общее время в пути.
В 2022 году движение поездов «Аллегро» было приостановлено в связи с международной ситуацией. По информации финского государственного железнодорожного оператора VR, подвижной состав и запасные части, связанные с поездами «Аллегро», были списаны.
По последним данным, планируется, что поезда этой серии могут выйти на внутренние маршруты Финляндии в 2025 году. Для этого будет проведено разоборудование системы питания 3 кВ постоянного тока и удаление российской системы КЛУБ-У.
Фирменный поезд «Аллегро» стал ярким примером успешного международного сотрудничества в области железнодорожного транспорта. Объединив технические инновации и продуманный дизайн, он создал новый стандарт межгосударственного железнодорожного сообщения, значительно сократив время в пути между Санкт-Петербургом и Хельсинки.
Опыт создания, эксплуатации и модернизации этого высокоскоростного состава демонстрирует, как современные технологии и дизайнерские решения могут трансформировать традиционные представления о железнодорожных путешествиях, делая их быстрыми, комфортными и привлекательными для пассажиров XXI века.
«Аллегро» — это не просто поезд, это технологический и дизайнерский манифест, показывающий, каким может быть будущее железнодорожного сообщения: скоростным, безопасным, экологичным и ориентированным на потребности современного путешественника.