Фирменный поезд STRIZH («Стриж»): технические характеристики и особенности

История создания

Фирменный поезд «Стриж» (STRIZH) представляет собой адаптированную для российских условий версию скоростного испанского поезда Talgo Intercity (Talgo 9), произведенного компанией Patentes Talgo S.L. Брендовое название поезда продолжило традицию РЖД присваивать скоростным поездам имена птиц, как и в случаях с «Сапсаном», «Ласточкой», «Буревестником», «Иволгой» и другими.

История «Стрижа» началась в 2011 году, когда ОАО «РЖД» заключило контракт с компанией Patentes Talgo S.L. на поставку семи высокоскоростных составов. Первоначально планировалось использование этих поездов на маршруте Москва — Киев, однако в связи с политической ситуацией 2014 года планы изменились. В результате первый рейс «Стрижа» состоялся 1 июня 2015 года по маршруту Москва — Нижний Новгород, где он заменил поезда «Сапсан».

Для обслуживания новых поездов на базе пассажирского вагонного депо Москва-Киевская была проведена глобальная реконструкция. Три из шести путей депо были специально переоборудованы для обслуживания высокоскоростных поездов Talgo. На двух путях установили эстакады со специальным освещением, а также было внедрено диагностическое оборудование для выявления дефектов в подвижном составе. В помещении депо смонтировали вытяжную систему для безопасного выведения выхлопных газов из технических вагонов поезда.

image (4).webp

Технические характеристики

Конструктивные особенности

«Стриж» обладает рядом уникальных технических характеристик, которые выделяют его среди других скоростных поездов:

  1. Максимальная скорость: поезд способен разгоняться до 200 км/ч под управлением российских электровозов ЭП20.
  2. Система маятникового наклона кузова: одна из главных инновационных особенностей «Стрижа» — наличие системы маятникового наклона кузова, которая позволяет проходить повороты малого радиуса на больших скоростях при минимальном воздействии на пассажиров. Эта система особенно эффективна на извилистых участках пути с подъемами, например, на маршруте Москва — Нижний Новгород.
  3. Колесные тележки: вагоны поезда имеют одноосные колесные тележки, которые являются элементом конструкции одного вагона и одновременно служат опорой для следующего. В системе Talgo колеса вращаются независимо друг от друга, что улучшает маневренность состава.
  4. Система автоматического изменения ширины колесных пар: для международных маршрутов составы оснащены системой автоматического перехода с российской колеи (1520 мм) на европейскую (1435 мм). Это позволяет осуществлять смену колеи на специальном переводном устройстве всего за 20 минут, тогда как у обычных поездов этот процесс занимает около 2 часов.
  5. Подвижной состав: РЖД закупило только промежуточные вагоны Talgo (модель Talgo 9) для обращения на локомотивной тяге. В качестве локомотивов используются российские электровозы ЭП20, ЭП2К и ТЭП70БС в зависимости от маршрута.
  6. Вместимость: общее количество пассажирских мест — до 414 в зависимости от комплектации состава.
  7. Температурный диапазон эксплуатации: от -40°C до +40°C, что оптимально для российского климата.
  8. Гарантийный срок службы вагонов: 40 лет.
  9. Особенность размещения: поезд может подаваться только к низким платформам из-за конструктивных особенностей.
  10. Автономная система электроснабжения: представлена парой дизель-генераторных установок, расположенных в хвосте поезда.

Комплектация поезда

В зависимости от маршрута составы поездов «Стриж» имеют различную комплектацию:

  • На коротких маршрутах (например, Москва — Нижний Новгород): сидячие вагоны 1-го и 2-го классов, спальные вагоны класса Люкс.
  • На дальних маршрутах: спальные купейные вагоны (2-й класс), вагоны СВ (1-й класс).

Типичный состав поезда включает:

  • 9 пассажирских вагонов 2-го класса (по 36 мест в каждом)
  • 2 пассажирских вагона 1-го класса (по 20 мест в каждом)
  • 5 вагонов класса Люкс (по 5 двухместных купе со спальными местами в каждом)
  • Вагон-ресторан
  • Вагон-буфет
  • Технические вагоны

image (7).webp

Комфорт и оснащение салонов

Общее оснащение вагонов

Все пассажирские вагоны поезда «Стриж» оборудованы:

  • Системой кондиционирования воздуха
  • Системой электрического воздушного отопления
  • Экологически чистыми туалетными комплексами
  • Системой информирования пассажиров
  • Доступом к Wi-Fi
  • Видеомониторами
  • Электрическими розетками для подзарядки электронных устройств
  • Индивидуальным освещением над каждым пассажирским местом

Особенности салонов разных классов

Вагоны 2-го класса (Эконом)

Салоны вагонов второго класса представляют собой классический экономичный вариант, но с высоким уровнем комфорта. В них установлены мягкие комфортабельные кресла и индивидуальные столики. Пассажиры имеют доступ к общему санузлу в каждом вагоне. Каждое кресло оборудовано индивидуальным пультом управления мультимедийной системой. Воспользоваться мультимедийной системой можно и с помощью собственного смартфона, планшета или ноутбука, подключив его к беспроводной сети поезда.

Вагоны 1-го класса (Бизнес)

Салоны первого класса оборудованы креслами модификации «кокон», аналогичными креслам в салонах бизнес-класса авиалайнеров. Индивидуальный раскладной столик расположен в боковой части кресла под подлокотником, что делает его удобным для работы во время поездки. Пассажирам первого класса предоставляются прохладительные напитки и горячее питание на выбор (в зависимости от времени суток), что входит в стоимость проезда.

Вагоны класса Люкс

В спальных вагонах класса Люкс предусмотрены 2-местные купе с собственным туалетом и душем. Эти купе обеспечивают максимальный уровень комфорта во время длительных поездок. В вагонах класса Люкс имеются встроенные мониторы внутри купе, а пассажиры могут сделать заказ питания по внутреннему телефону.

Доступность для маломобильных пассажиров

Для пассажиров с ограниченными физическими возможностями предусмотрено специально оборудованное купе для инвалидов-колясочников и сопровождающих их лиц.

Питание в поезде

В состав поезда входят:

  • Вагон-ресторан: предлагает полноценное питание с разнообразным меню
  • Вагон-буфет: предоставляет возможность перекусить или приобрести напитки

Пассажиры могут пообедать как в вагоне-ресторане (где персонал сервирует столик), так и заказать еду с доставкой на место. Вагон-ресторан имеет современный лаконичный дизайн и предлагает разнообразное меню.

История создания дизайна салона

Дизайн салонов поезда «Стриж» был разработан испанской компанией Patentes Talgo S.L. с учетом современных тенденций в оформлении транспортных средств и адаптирован под потребности российских пассажиров. Основная концепция дизайна салонов строилась на принципах комфорта, функциональности и элегантности.

При создании интерьера разработчики уделили особое внимание эргономике сидений и кресел. В вагонах первого класса были установлены кресла типа «кокон», создающие атмосферу приватности и уюта для пассажиров. Для вагонов второго класса были разработаны удобные кресла, обеспечивающие комфорт во время длительных поездок.

Цветовая гамма салонов была выбрана нейтральная, но с акцентами фирменных цветов РЖД. Дизайнеры использовали качественные современные материалы отделки, устойчивые к износу и отвечающие строгим требованиям пожарной безопасности.

Особое внимание уделялось освещению салонов. Была разработана система комбинированного освещения: общее освещение для всего вагона и индивидуальное для каждого пассажирского места, что позволяет пассажирам регулировать уровень освещенности по своему усмотрению.

В вагонах-ресторанах и вагонах-буфетах был создан современный дизайн с элементами комфорта, свойственными ресторанам высокого класса. При этом сохранена функциональность и практичность, необходимые для обслуживания пассажиров в условиях движущегося поезда.

image (5).webp

Редизайн и модернизация

С момента первого запуска «Стрижей» в 2015 году интерьеры салонов прошли несколько этапов модернизации для повышения комфорта пассажиров и соответствия современным техническим требованиям.

Одним из ключевых обновлений стало усовершенствование мультимедийной системы поезда. Была модернизирована инфраструктура Wi-Fi для обеспечения стабильного доступа к интернету на всем протяжении маршрута. Также была обновлена мультимедийная система в целом, что позволило расширить спектр предлагаемого контента и улучшить качество его воспроизведения.

В вагонах первого класса были обновлены кресла для повышения комфорта пассажиров во время длительных поездок. Новые модели имеют улучшенную эргономику и расширенный функционал регулировок. Также была усовершенствована система индивидуального освещения.

В вагонах-ресторанах был проведен редизайн интерьера с учетом отзывов пассажиров и персонала. Обновление затронуло не только визуальную составляющую, но и функциональность пространства для повышения эффективности обслуживания пассажиров.

Были модернизированы туалетные комплексы с использованием новых экологичных технологий и материалов. В вагонах класса Люкс обновили душевые кабины и санитарно-техническое оборудование.

С 29 мая 2021 года все поезда «Стриж» стали отправляться и прибывать в Москве на новый железнодорожный вокзал Восточный, расположенный на станции Черкизово Московской кольцевой железной дороги, что потребовало адаптации инфраструктуры обслуживания поездов к новым условиям.

К сожалению, с 10 марта 2022 года все рейсы поездов «Стриж» были отменены из-за санкций, введенных Евросоюзом в отношении России. На маршруте Нижний Новгород — Москва их заменили поезда «Ласточка», а на маршруте Санкт-Петербург — Самара — скорый поезд № 063В/063Й. На данный момент все составы «Стриж» законсервированы.

Маршруты и эксплуатация

За время эксплуатации поезда «Стриж» курсировали по нескольким маршрутам:

  1. Москва — Нижний Новгород: основной маршрут с 1 июня 2015 года. Расписание предусматривало до 7 ежедневных рейсов. Время в пути составляло менее 4 часов.
  2. Москва — Берлин: международный маршрут, запущенный 17 декабря 2016 года. Поезд курсировал два раза в неделю, преодолевая около 1900 км с остановками в Минске, Бресте, Варшаве и других городах. Время в пути составляло около 20,5 часов. С 16 марта 2020 года движение по этому маршруту было прекращено из-за пандемии COVID-19.
  3. Москва — Санкт-Петербург: ночные поезда «Стриж» курсировали с периодичностью один раз в четыре дня. Особенностью маршрута было то, что это был единственный поезд в Санкт-Петербург, отправляющийся с Киевского вокзала Москвы.
  4. Санкт-Петербург — Самара: маршрут был запущен 21 августа 2020 года. Время в пути составляло около 18 часов. Маршрут проходил через Москву, Владимир, Нижний Новгород, Саранск.

Фирменный поезд «Стриж» за время своей эксплуатации получил признание пассажиров благодаря высокому уровню комфорта, скорости и инновационным техническим решениям. Несмотря на временную приостановку эксплуатации, этот проект остается важной вехой в развитии скоростного железнодорожного сообщения в России.

Служба поддержки
+7 (495) 269-83-67
info@rusbiletnapoezd.ru
ferry2.app
Оформить подписку на наши новости