Фирменный поезд «Стриж» (STRIZH) представляет собой адаптированную для российских условий версию скоростного испанского поезда Talgo Intercity (Talgo 9), произведенного компанией Patentes Talgo S.L. Брендовое название поезда продолжило традицию РЖД присваивать скоростным поездам имена птиц, как и в случаях с «Сапсаном», «Ласточкой», «Буревестником», «Иволгой» и другими.
История «Стрижа» началась в 2011 году, когда ОАО «РЖД» заключило контракт с компанией Patentes Talgo S.L. на поставку семи высокоскоростных составов. Первоначально планировалось использование этих поездов на маршруте Москва — Киев, однако в связи с политической ситуацией 2014 года планы изменились. В результате первый рейс «Стрижа» состоялся 1 июня 2015 года по маршруту Москва — Нижний Новгород, где он заменил поезда «Сапсан».
Для обслуживания новых поездов на базе пассажирского вагонного депо Москва-Киевская была проведена глобальная реконструкция. Три из шести путей депо были специально переоборудованы для обслуживания высокоскоростных поездов Talgo. На двух путях установили эстакады со специальным освещением, а также было внедрено диагностическое оборудование для выявления дефектов в подвижном составе. В помещении депо смонтировали вытяжную систему для безопасного выведения выхлопных газов из технических вагонов поезда.
«Стриж» обладает рядом уникальных технических характеристик, которые выделяют его среди других скоростных поездов:
В зависимости от маршрута составы поездов «Стриж» имеют различную комплектацию:
Типичный состав поезда включает:
Все пассажирские вагоны поезда «Стриж» оборудованы:
Салоны вагонов второго класса представляют собой классический экономичный вариант, но с высоким уровнем комфорта. В них установлены мягкие комфортабельные кресла и индивидуальные столики. Пассажиры имеют доступ к общему санузлу в каждом вагоне. Каждое кресло оборудовано индивидуальным пультом управления мультимедийной системой. Воспользоваться мультимедийной системой можно и с помощью собственного смартфона, планшета или ноутбука, подключив его к беспроводной сети поезда.
Салоны первого класса оборудованы креслами модификации «кокон», аналогичными креслам в салонах бизнес-класса авиалайнеров. Индивидуальный раскладной столик расположен в боковой части кресла под подлокотником, что делает его удобным для работы во время поездки. Пассажирам первого класса предоставляются прохладительные напитки и горячее питание на выбор (в зависимости от времени суток), что входит в стоимость проезда.
В спальных вагонах класса Люкс предусмотрены 2-местные купе с собственным туалетом и душем. Эти купе обеспечивают максимальный уровень комфорта во время длительных поездок. В вагонах класса Люкс имеются встроенные мониторы внутри купе, а пассажиры могут сделать заказ питания по внутреннему телефону.
Для пассажиров с ограниченными физическими возможностями предусмотрено специально оборудованное купе для инвалидов-колясочников и сопровождающих их лиц.
В состав поезда входят:
Пассажиры могут пообедать как в вагоне-ресторане (где персонал сервирует столик), так и заказать еду с доставкой на место. Вагон-ресторан имеет современный лаконичный дизайн и предлагает разнообразное меню.
Дизайн салонов поезда «Стриж» был разработан испанской компанией Patentes Talgo S.L. с учетом современных тенденций в оформлении транспортных средств и адаптирован под потребности российских пассажиров. Основная концепция дизайна салонов строилась на принципах комфорта, функциональности и элегантности.
При создании интерьера разработчики уделили особое внимание эргономике сидений и кресел. В вагонах первого класса были установлены кресла типа «кокон», создающие атмосферу приватности и уюта для пассажиров. Для вагонов второго класса были разработаны удобные кресла, обеспечивающие комфорт во время длительных поездок.
Цветовая гамма салонов была выбрана нейтральная, но с акцентами фирменных цветов РЖД. Дизайнеры использовали качественные современные материалы отделки, устойчивые к износу и отвечающие строгим требованиям пожарной безопасности.
Особое внимание уделялось освещению салонов. Была разработана система комбинированного освещения: общее освещение для всего вагона и индивидуальное для каждого пассажирского места, что позволяет пассажирам регулировать уровень освещенности по своему усмотрению.
В вагонах-ресторанах и вагонах-буфетах был создан современный дизайн с элементами комфорта, свойственными ресторанам высокого класса. При этом сохранена функциональность и практичность, необходимые для обслуживания пассажиров в условиях движущегося поезда.
С момента первого запуска «Стрижей» в 2015 году интерьеры салонов прошли несколько этапов модернизации для повышения комфорта пассажиров и соответствия современным техническим требованиям.
Одним из ключевых обновлений стало усовершенствование мультимедийной системы поезда. Была модернизирована инфраструктура Wi-Fi для обеспечения стабильного доступа к интернету на всем протяжении маршрута. Также была обновлена мультимедийная система в целом, что позволило расширить спектр предлагаемого контента и улучшить качество его воспроизведения.
В вагонах первого класса были обновлены кресла для повышения комфорта пассажиров во время длительных поездок. Новые модели имеют улучшенную эргономику и расширенный функционал регулировок. Также была усовершенствована система индивидуального освещения.
В вагонах-ресторанах был проведен редизайн интерьера с учетом отзывов пассажиров и персонала. Обновление затронуло не только визуальную составляющую, но и функциональность пространства для повышения эффективности обслуживания пассажиров.
Были модернизированы туалетные комплексы с использованием новых экологичных технологий и материалов. В вагонах класса Люкс обновили душевые кабины и санитарно-техническое оборудование.
С 29 мая 2021 года все поезда «Стриж» стали отправляться и прибывать в Москве на новый железнодорожный вокзал Восточный, расположенный на станции Черкизово Московской кольцевой железной дороги, что потребовало адаптации инфраструктуры обслуживания поездов к новым условиям.
К сожалению, с 10 марта 2022 года все рейсы поездов «Стриж» были отменены из-за санкций, введенных Евросоюзом в отношении России. На маршруте Нижний Новгород — Москва их заменили поезда «Ласточка», а на маршруте Санкт-Петербург — Самара — скорый поезд № 063В/063Й. На данный момент все составы «Стриж» законсервированы.
За время эксплуатации поезда «Стриж» курсировали по нескольким маршрутам:
Фирменный поезд «Стриж» за время своей эксплуатации получил признание пассажиров благодаря высокому уровню комфорта, скорости и инновационным техническим решениям. Несмотря на временную приостановку эксплуатации, этот проект остается важной вехой в развитии скоростного железнодорожного сообщения в России.