Фирменный поезд «Ласточка стандарт» (электропоезд серии ЭС2Г) – это современный скоростной электропоезд, ставший символом нового поколения пассажирских перевозок в России. Сочетая в себе высокую скорость, комфорт и современные технологии, «Ласточка» изменила представление миллионов пассажиров о железнодорожных путешествиях. Сегодня эти электропоезда связывают десятки городов России, делая поездки быстрыми и комфортными.
История «Ласточки» началась в 2009 году, когда было принято решение о разработке современного скоростного электропоезда специально для перевозки пассажиров в период проведения Зимних Олимпийских игр в Сочи. Базой для «Ласточки» стала европейская платформа Siemens Desiro, адаптированная для российских условий эксплуатации.
В сентябре 2011 года между ОАО «РЖД» и компанией Siemens AG был заключен контракт на поставку 1200 вагонов серии «Desiro Rus». Первые составы «Ласточка» (серия ЭС1) были произведены на заводе Siemens в немецком городе Крефельд в 2011-2014 годах. Всего там было выпущено 54 электропоезда.
С ноября 2013 года производство электропоездов «Ласточка» (серия ЭС2Г) было налажено на российском заводе «Уральские локомотивы» в городе Верхняя Пышма Свердловской области. Первым составом, построенным на этом предприятии, стал ЭС2Г-001. К концу 2014 года там же были изготовлены еще четыре электропоезда этой серии (номера от 002 до 005), причем 62% компонентов для них были произведены в России.
В 2013 году первые поезда «Ласточка» начали курсировать по маршруту Москва – Нижний Новгород, а также использовались в качестве аэроэкспрессов во время Универсиады в Казани.
Электропоезд «Ласточка стандарт» обладает впечатляющими техническими параметрами, которые обеспечивают его высокую производительность и комфорт для пассажиров:
За счет применения современных технических решений, в частности асинхронного тягового привода, значительно снижена трудоемкость технического обслуживания и увеличены межремонтные интервалы.
Дизайн «Ласточки стандарт» разрабатывался с учетом главного принципа: максимальное использование внутреннего пространства для комфорта пассажиров. Поезд спроектирован таким образом, что все техническое оборудование размещено под вагонами и на крыше, что позволило освободить салон для пассажиров.
При создании внутреннего пространства «Ласточки» дизайнеры стремились к лаконичности, функциональности и визуальному комфорту. Салон выполнен в светлых тонах, что создает ощущение простора и уюта во время поездки. Потолок содержит элементы встроенного освещения, громкоговорители для информирования пассажиров и элементы системы кондиционирования.
В облицовке стен салона используется армированный стекловолоконный пластик и алюминий — материалы, которые не только эстетичны, но и практичны, обеспечивают долговечность и легкость конструкции.
Кресла в вагонах «Ласточки стандарт» оснащены подлокотниками и имеют эргономичную форму, что делает даже продолжительные поездки комфортными. Обивка сидений выполнена в сине-красной цветовой гамме, создающей контраст со светлыми стенами и потолком.
Конфигурация пассажирских мест зависит от модели поезда и его категории. В «Ласточке стандарт» сиденья обычно расположены по схеме 2+2 или 2+3 в ряду. Всего в стандартном пятивагонном составе имеется около 440-450 сидячих мест.
Особенностью электропоезда «Ласточка» является отсутствие традиционных тамбуров — широкие двери ведут непосредственно в пассажирский салон, что позволяет быстро производить посадку и высадку пассажиров на станциях.
Каждый вагон электропоезда оборудован системами кондиционирования, позволяющими поддерживать комфортную температуру в любое время года. Для удобства пассажиров в багажных полках установлены розетки для подзарядки мобильных устройств.
Для перевозки крупногабаритной ручной клади, дополнительно к полкам над окнами, в вагонах предусмотрены напольные стеллажи. Биотуалеты расположены в головных вагонах (первом и пятом).
Головные вагоны также оборудованы местами для пассажиров с ограниченными возможностями здоровья. Предусмотрены специальные места для пассажиров с домашними животными (обычно в промежуточных вагонах).
Дизайн салона «Ласточки» разрабатывался специалистами компании Siemens совместно с РЖД с учетом российских реалий и потребностей пассажиров. Основной задачей было создание комфортабельного, современного и функционального пространства для поездок на различные расстояния.
При разработке особое внимание уделялось не только пассажирскому салону, но и кабине машиниста. Были тщательно проработаны расположение рабочего места, элементы пульта управления, дизайн помещения и зона обзора пути. Установленный в кабине современный пульт управления имеет оптимизированные эргономические характеристики и удобное расположение органов управления. На дисплеях пульта отображается информация о работе всех систем поезда, включая результаты диагностики его технического состояния.
За время производства поездов «Ласточка» были разработаны несколько вариантов исполнения салона, учитывающих различные потребности пассажиров и особенности эксплуатации на разных маршрутах:
Особо стоит отметить электропоезда ЭС2Г с номеров 045, которые имеют салон городского исполнения повышенной вместимости, созданный специально для Московского центрального кольца. В отличие от предыдущих поездов, они имеют уменьшенное число сидячих мест для увеличения общей вместимости состава и улучшения условий проезда стоящих пассажиров. В этих вагонах установлены горизонтальные поручни по 2 с каждой стороны для удобства стоящих пассажиров.
С момента запуска первых составов «Ласточка» проект постоянно совершенствуется, учитывая отзывы пассажиров и новые технологические возможности. В ходе модернизации были внесены изменения, направленные на повышение комфорта и функциональности:
За время эксплуатации поездов «Ласточка» были проведены несколько этапов модернизации салона:
В 2023 году российские производители представили обновленный дизайн российских аналогов поездов «Ласточка». Новые поезда получили более узкую форму кузова, светодиодные фары и сдержанную окраску в серо-черных тонах с красным «воротничком» в нижней части кузова. Поезда также оборудованы светодиодной бегущей строкой для отображения информации о станциях и маршруте.
Для новых поездов «Ласточка» разрабатывается инновационная компоновка салона:
Проектом предусмотрено наличие во всех вагонах современных систем кондиционирования и дезинфекции, вакуумных туалетов и дополнительных удобств для пассажиров.
На сегодняшний день поезда «Ласточка стандарт» курсируют по многим маршрутам, связывая крупные города России:
Кроме того, поезда «Ласточка» используются на Московском центральном кольце (МЦК), обеспечивая удобное перемещение пассажиров по Москве.
Фирменный поезд «Ласточка стандарт» предлагает пассажирам ряд преимуществ по сравнению с традиционными поездами:
Фирменный поезд «Ласточка стандарт» — это воплощение современных технологий, комфорта и скорости в железнодорожных перевозках. За относительно короткий срок эксплуатации эти электропоезда завоевали популярность среди миллионов пассажиров и стали важной частью транспортной системы России.
Благодаря постоянному совершенствованию конструкции и дизайна, внедрению новых технологий и расширению маршрутной сети, «Ласточка» продолжает развиваться, делая железнодорожные путешествия ещё более комфортными, быстрыми и удобными.
Современный дизайн, продуманная эргономика и высокие технические характеристики делают «Ласточку» одним из символов обновления и модернизации российских железных дорог, а увеличение локализации производства до более чем 80% показывает потенциал отечественной промышленности в создании высокотехнологичного пассажирского транспорта мирового уровня.