«Ласточка Стандарт»: крылатый экспресс российских железных дорог

image (10)-1.webp

Фирменный поезд «Ласточка стандарт» (электропоезд серии ЭС2Г) – это современный скоростной электропоезд, ставший символом нового поколения пассажирских перевозок в России. Сочетая в себе высокую скорость, комфорт и современные технологии, «Ласточка» изменила представление миллионов пассажиров о железнодорожных путешествиях. Сегодня эти электропоезда связывают десятки городов России, делая поездки быстрыми и комфортными.

История создания

История «Ласточки» началась в 2009 году, когда было принято решение о разработке современного скоростного электропоезда специально для перевозки пассажиров в период проведения Зимних Олимпийских игр в Сочи. Базой для «Ласточки» стала европейская платформа Siemens Desiro, адаптированная для российских условий эксплуатации.

В сентябре 2011 года между ОАО «РЖД» и компанией Siemens AG был заключен контракт на поставку 1200 вагонов серии «Desiro Rus». Первые составы «Ласточка» (серия ЭС1) были произведены на заводе Siemens в немецком городе Крефельд в 2011-2014 годах. Всего там было выпущено 54 электропоезда.

С ноября 2013 года производство электропоездов «Ласточка» (серия ЭС2Г) было налажено на российском заводе «Уральские локомотивы» в городе Верхняя Пышма Свердловской области. Первым составом, построенным на этом предприятии, стал ЭС2Г-001. К концу 2014 года там же были изготовлены еще четыре электропоезда этой серии (номера от 002 до 005), причем 62% компонентов для них были произведены в России.

В 2013 году первые поезда «Ласточка» начали курсировать по маршруту Москва – Нижний Новгород, а также использовались в качестве аэроэкспрессов во время Универсиады в Казани.

Технические характеристики

Электропоезд «Ласточка стандарт» обладает впечатляющими техническими параметрами, которые обеспечивают его высокую производительность и комфорт для пассажиров:

  • Максимальная скорость: до 160 км/ч
  • Длина стандартного состава: 130 метров (5 вагонов), сдвоенного – 260 метров (10 вагонов)
  • Тяговые двигатели: в каждом головном (моторном) вагоне установлены по 4 электродвигателя мощностью по 320 кВт
  • Питание: постоянный ток 3 кВ (серия ЭС2Г)
  • Диапазон рабочих температур: от -40°C до +40°C
  • Тип кузова: алюминиевый профиль, облегченная конструкция
  • Подвеска: пневматическая, обеспечивающая высокий уровень комфорта для пассажиров
  • Системы безопасности: российская система обеспечения безопасности движения поездов, автоматическая система управления для оптимизации движения с точки зрения энергопотребления и комфорта

За счет применения современных технических решений, в частности асинхронного тягового привода, значительно снижена трудоемкость технического обслуживания и увеличены межремонтные интервалы.

image (11)-1.webp

Дизайн салона: комфорт и эргономика

Философия дизайна

Дизайн «Ласточки стандарт» разрабатывался с учетом главного принципа: максимальное использование внутреннего пространства для комфорта пассажиров. Поезд спроектирован таким образом, что все техническое оборудование размещено под вагонами и на крыше, что позволило освободить салон для пассажиров.

При создании внутреннего пространства «Ласточки» дизайнеры стремились к лаконичности, функциональности и визуальному комфорту. Салон выполнен в светлых тонах, что создает ощущение простора и уюта во время поездки. Потолок содержит элементы встроенного освещения, громкоговорители для информирования пассажиров и элементы системы кондиционирования.

Материалы и отделка

В облицовке стен салона используется армированный стекловолоконный пластик и алюминий — материалы, которые не только эстетичны, но и практичны, обеспечивают долговечность и легкость конструкции.

Кресла в вагонах «Ласточки стандарт» оснащены подлокотниками и имеют эргономичную форму, что делает даже продолжительные поездки комфортными. Обивка сидений выполнена в сине-красной цветовой гамме, создающей контраст со светлыми стенами и потолком.

Конфигурация салона

Конфигурация пассажирских мест зависит от модели поезда и его категории. В «Ласточке стандарт» сиденья обычно расположены по схеме 2+2 или 2+3 в ряду. Всего в стандартном пятивагонном составе имеется около 440-450 сидячих мест.

Особенностью электропоезда «Ласточка» является отсутствие традиционных тамбуров — широкие двери ведут непосредственно в пассажирский салон, что позволяет быстро производить посадку и высадку пассажиров на станциях.

Функциональные зоны

Каждый вагон электропоезда оборудован системами кондиционирования, позволяющими поддерживать комфортную температуру в любое время года. Для удобства пассажиров в багажных полках установлены розетки для подзарядки мобильных устройств.

Для перевозки крупногабаритной ручной клади, дополнительно к полкам над окнами, в вагонах предусмотрены напольные стеллажи. Биотуалеты расположены в головных вагонах (первом и пятом).

Головные вагоны также оборудованы местами для пассажиров с ограниченными возможностями здоровья. Предусмотрены специальные места для пассажиров с домашними животными (обычно в промежуточных вагонах).

image (12).webp

Эволюция дизайна: история создания и совершенствования

Первоначальная концепция

Дизайн салона «Ласточки» разрабатывался специалистами компании Siemens совместно с РЖД с учетом российских реалий и потребностей пассажиров. Основной задачей было создание комфортабельного, современного и функционального пространства для поездок на различные расстояния.

При разработке особое внимание уделялось не только пассажирскому салону, но и кабине машиниста. Были тщательно проработаны расположение рабочего места, элементы пульта управления, дизайн помещения и зона обзора пути. Установленный в кабине современный пульт управления имеет оптимизированные эргономические характеристики и удобное расположение органов управления. На дисплеях пульта отображается информация о работе всех систем поезда, включая результаты диагностики его технического состояния.

Варианты исполнения

За время производства поездов «Ласточка» были разработаны несколько вариантов исполнения салона, учитывающих различные потребности пассажиров и особенности эксплуатации на разных маршрутах:

  1. Пригородный региональный — для относительно коротких маршрутов с частыми остановками.
  2. Пригородный городской — оптимизированный для городских и пригородных перевозок, с увеличенным числом мест для стоящих пассажиров.
  3. Городской увеличенной вместимости — специально для Московского центрального кольца, с уменьшенным числом сидячих мест для увеличения общей вместимости состава.
  4. Межрегиональный (премиум) — для дальних маршрутов, с повышенным уровнем комфорта и наличием разных классов обслуживания.

Особо стоит отметить электропоезда ЭС2Г с номеров 045, которые имеют салон городского исполнения повышенной вместимости, созданный специально для Московского центрального кольца. В отличие от предыдущих поездов, они имеют уменьшенное число сидячих мест для увеличения общей вместимости состава и улучшения условий проезда стоящих пассажиров. В этих вагонах установлены горизонтальные поручни по 2 с каждой стороны для удобства стоящих пассажиров.

Редизайн и модернизация

С момента запуска первых составов «Ласточка» проект постоянно совершенствуется, учитывая отзывы пассажиров и новые технологические возможности. В ходе модернизации были внесены изменения, направленные на повышение комфорта и функциональности:

Модификации салона

За время эксплуатации поездов «Ласточка» были проведены несколько этапов модернизации салона:

  1. Увеличение числа туалетов — в новых модификациях поездов количество санузлов увеличено до трех в пятивагонном составе (против двух в первоначальной версии ЭС2Г).
  2. Улучшение кресел — в обновленных составах установлены более удобные кресла с регулируемым основанием и улучшенной обивкой.
  3. Расширение багажных зон — увеличено количество мест для размещения багажа, что особенно важно на междугородних маршрутах.
  4. Улучшение информационных систем — современные светодиодные табло и системы оповещения пассажиров.
  5. Модификация «Ласточка-Премиум» — отличается более комфортабельным салоном междугороднего типа и наличием бизнес-класса с кожаными креслами, регулируемыми спинками, откидными столиками и гарантированным питанием в одном из головных вагонов.

Новые концепции

В 2023 году российские производители представили обновленный дизайн российских аналогов поездов «Ласточка». Новые поезда получили более узкую форму кузова, светодиодные фары и сдержанную окраску в серо-черных тонах с красным «воротничком» в нижней части кузова. Поезда также оборудованы светодиодной бегущей строкой для отображения информации о станциях и маршруте.

Для новых поездов «Ласточка» разрабатывается инновационная компоновка салона:

  1. Дневная компоновка — с традиционными сидячими местами, расположенными по схеме 2+2 с эргономичным обустройством пространства в едином салоне.
  2. Ночная компоновка — наряду со стандартными сидячими, появятся дополнительные спальные места в 1-, 2- и 4-местных купе, что значительно повысит комфорт пассажиров на дальних маршрутах.
  3. Дополнительные сервисы — вагон-ресторан (или бистро) с детской игровой зоной, душевые комнаты в ночной компоновке.

Проектом предусмотрено наличие во всех вагонах современных систем кондиционирования и дезинфекции, вакуумных туалетов и дополнительных удобств для пассажиров.

image (9)-1.webp

Маршрутная сеть

На сегодняшний день поезда «Ласточка стандарт» курсируют по многим маршрутам, связывая крупные города России:

Кроме того, поезда «Ласточка» используются на Московском центральном кольце (МЦК), обеспечивая удобное перемещение пассажиров по Москве.

Преимущества для пассажиров

Фирменный поезд «Ласточка стандарт» предлагает пассажирам ряд преимуществ по сравнению с традиционными поездами:

  1. Скорость и экономия времени — благодаря высокой скорости (до 160 км/ч) время в пути существенно сокращается.
  2. Комфорт — современные пассажирские салоны, эргономичные кресла, климат-контроль, низкий уровень шума.
  3. Удобство — возможность выбора места (у окна, у прохода, по ходу движения), наличие розеток для зарядки гаджетов, просторные багажные полки.
  4. Доступность — поезда адаптированы для людей с ограниченными возможностями здоровья.
  5. Дополнительные услуги — в зависимости от маршрута и класса обслуживания: товары на борту, услуги мобильного бара, пресса, дорожные наборы и т.д.

Заключение

Фирменный поезд «Ласточка стандарт» — это воплощение современных технологий, комфорта и скорости в железнодорожных перевозках. За относительно короткий срок эксплуатации эти электропоезда завоевали популярность среди миллионов пассажиров и стали важной частью транспортной системы России.

Благодаря постоянному совершенствованию конструкции и дизайна, внедрению новых технологий и расширению маршрутной сети, «Ласточка» продолжает развиваться, делая железнодорожные путешествия ещё более комфортными, быстрыми и удобными.

Современный дизайн, продуманная эргономика и высокие технические характеристики делают «Ласточку» одним из символов обновления и модернизации российских железных дорог, а увеличение локализации производства до более чем 80% показывает потенциал отечественной промышленности в создании высокотехнологичного пассажирского транспорта мирового уровня.

Служба поддержки
+7 (495) 269-83-67
info@rusbiletnapoezd.ru
strakhovka-online.ru
Оформить подписку на наши новости