Фирменный поезд «Латвияс Экспресис» (Latvijas Ekspresis) — знаковый элемент железнодорожной системы Латвии и важная часть транспортного наследия страны. Этот поезд, курсирующий по маршруту Рига-Москва-Рига, долгие годы являлся символом международного сообщения Латвии с соседними странами и визитной карточкой латвийских железных дорог на международной арене.
История «Латвияс Экспресис» уходит корнями в историю латвийских железных дорог, начавшуюся ещё в 1861 году, когда была открыта первая железнодорожная линия, соединившая Ригу с Даугавпилсом. После провозглашения независимости Республики Латвия и создания Латвийского железнодорожного управления 5 августа 1919 года, латвийское государство начало процесс восстановления и развития железнодорожной инфраструктуры страны.
Современный поезд «Латвияс Экспресис» (номер 001/002) был создан компанией SIA "L-Ekspresis", основанной 15 ноября 1993 года. Главным направлением деятельности компании стало обеспечение международного железнодорожного сообщения со странами СНГ, продажа международных железнодорожных билетов и предоставление различных услуг по ремонту вагонов.
Поезд «Латвияс Экспресис» ежедневно курсировал между Ригой и Москвой, а также имел "сквозные вагоны", следующие до Санкт-Петербурга. Поезд обслуживался Латвийскими железными дорогами (LDZ). Время в пути до Москвы составляло 16 часов, большая часть которых приходилась на ночное время, что делало его идеальным вариантом для комфортного ночного путешествия.
«Латвияс Экспресис» — это современный комфортабельный поезд, оборудованный по высоким стандартам для обеспечения максимального удобства пассажиров. Вот его основные технические характеристики:
Состав поезда: Поезд включает в себя различные типы вагонов:
Технические параметры:
Вагоны VIP 1-го класса:
Стандартные вагоны 1-го класса (Люкс или СВ):
Вагоны 2-го класса (Купе):
Вагоны 3-го класса (Плацкартные):
Сидячие вагоны (Общие):
Дополнительные услуги для пассажиров 1-го и 2-го классов:
Дизайн интерьера поезда «Латвияс Экспресис» отражает богатые традиции латвийского дизайна, корни которого уходят глубоко в историю страны. В середине XX века в латвийских промышленных предприятиях были созданы отделы художественного дизайна, а в 1961 году в Национальной академии искусств, наряду с курсами изобразительного искусства, текстильного искусства, керамики и металлообработки, были введены профессиональные учебные программы по дизайну.
При создании интерьера «Латвияс Экспресис» дизайнеры опирались на наследие латвийской школы дизайна, которая имеет богатые традиции в области промышленного дизайна, включая разработку радиооборудования, мебели, фарфора, текстиля, моды и ювелирных изделий. Латвийские дизайнеры исторически известны созданием декоративно выразительных объектов среды, предметов интерьера и информационных систем.
В период советской оккупации Прибалтийских государств, начиная с 1950-х годов, железнодорожная отрасль активно развивалась, что включало электрификацию железных дорог на пригородных пассажирских маршрутах, строительство новых мостов, переход на дизельные грузовые поезда и пассажирский транспорт дальнего следования, улучшение безопасности подвижного состава. Все эти достижения послужили основой для развития современного железнодорожного транспорта в независимой Латвии.
При разработке интерьера «Латвияс Экспресис» дизайнеры учитывали как функциональные требования, так и эстетические предпочтения пассажиров. Особое внимание было уделено созданию комфортной и эргономичной среды для длительных путешествий. Дизайн интерьера отличается:
Компания SIA "L-Ekspresis", эксплуатирующая поезд, имеет большой опыт в модернизации и ремонте подвижного состава. С момента своего основания в 1993 году компания предоставляла полный цикл обработки и обслуживания поездов, осуществляя техническое обслуживание и ремонт грузовых и пассажирских вагонов.
За время существования поезд «Латвияс Экспресис» неоднократно подвергался модернизации и редизайну для соответствия современным требованиям комфорта и безопасности пассажиров.
Важным этапом в истории модернизации стало подписание 2 ноября 2012 года соглашения между компанией L-Ekspresis и Агентством инвестиций и развития Латвии о реализации проекта «Модернизация и развитие вагонного депо L-Ekspresis». Проект был софинансирован Европейским фондом регионального развития, который предоставил финансовую поддержку в размере 35% от стоимости проекта.
В рамках этой модернизации была проведена значительная реконструкция депо, приобретено и установлено современное оборудование, построен новый склад и внесены улучшения в технологические процессы, включая строительство новой котельной и цеха по ремонту колесных пар вагонов. Эти изменения позволили существенно повысить качество обслуживания подвижного состава и, соответственно, комфорт и безопасность пассажиров.
В течение последних лет Латвийские железные дороги реализуют масштабную программу модернизации станций и остановок, которая должна завершиться к 2029 году. Программа предусматривает строительство постоянных возвышенных платформ как минимум на 97 станциях или остановках, что охватывает около 70% мест с пассажирским обслуживанием. Эта инфраструктурная модернизация также влияет на общее качество обслуживания поезда «Латвияс Экспресис».
В рамках общей стратегии развития железнодорожного транспорта Латвии, компания SIA "L-Ekspresis" с 30-летним профессиональным опытом продолжает обеспечивать модернизацию и ремонт подвижного состава, предоставляя полный цикл обработки и обслуживания поездов.
Стоит отметить, что в марте 2020 года все международные пассажирские перевозки были приостановлены из-за пандемии коронавируса. Сообщение с Украиной не было возобновлено после пандемии из-за российского вторжения в Украину в 2022 году и государственных санкций против правительств Беларуси и России. Ночные рейсы из Риги в российские города и обратно, которые осуществлялись поездом «Латвияс Экспресис», также были приостановлены после вторжения России в Украину.
Однако, принципы дизайна и комфорта, заложенные в «Латвияс Экспресис», продолжают использоваться в других проектах латвийской железнодорожной отрасли. Так, в декабре 2023 года были введены в эксплуатацию новые электропоезда, произведенные группой Škoda. Эти поезда значительно улучшили обслуживание пассажиров на маршрутах из Риги в Тукумс, Елгаву, Огре и Скулте. Каждый электропоезд состоит из четырех вагонов, имеет длину 109 метров и вмещает 436 пассажирских мест. Поезда оборудованы одноуровневыми посадочными платформами для пассажиров, кондиционерами, эргономичными сиденьями и вакуумными туалетами.
«Латвияс Экспресис» имел большое значение для транспортной системы Латвии, как символ международного сотрудничества и качественного железнодорожного сообщения. Железнодорожный транспорт играет важную роль в латвийской экономике. Из общего объема наземного транспорта в стране доля железнодорожных грузовых перевозок составляет около 39%, а пассажирских - 7%, но в пригородном регионе Риги она достигает 35%.
В настоящее время Латвия продолжает развивать свою железнодорожную инфраструктуру, привлекая финансирование как из фондов Европейского Союза, так и из государственного бюджета. Одним из значимых проектов является Rail Baltica - продолжающийся инфраструктурный проект, который свяжет все Балтийские государства, включая Латвию, с Польшей и, в перспективе, с Финляндией. Этот проект внедрит высокоскоростную железнодорожную линию стандартной колеи со скоростью до 249 км/ч для пассажирских поездов.
Фирменный поезд «Латвияс Экспресис» — это не просто средство передвижения, а важная часть культурного и транспортного наследия Латвии. Сочетая в себе богатые традиции латвийского дизайна, современные технологии и высокие стандарты обслуживания, этот поезд олицетворяет стремление Латвии к интеграции в европейскую и мировую транспортную систему, сохраняя при этом свою национальную идентичность.
Несмотря на временное прекращение международного сообщения, опыт создания и эксплуатации «Латвияс Экспресис» продолжает использоваться в других проектах латвийской железнодорожной отрасли, обеспечивая высокий уровень комфорта и безопасности для пассажиров внутренних маршрутов. Модернизация железнодорожной инфраструктуры, проводимая Латвийскими железными дорогами, создает основу для возможного возобновления международного железнодорожного сообщения в будущем, когда политическая ситуация изменится.
Значение «Латвияс Экспресис» выходит за рамки простого транспортного средства - это символ надежности, комфорта и инновационного дизайна латвийской железнодорожной системы, заслуживший признание как среди латвийских пассажиров, так и на международном уровне.