«Латвияс Экспресис»: легенда балтийских железных дорог

image (5)-1.webp

История и значение международного фирменного поезда Латвии

Фирменный поезд «Латвияс Экспресис» (Latvijas Ekspresis) — знаковый элемент железнодорожной системы Латвии и важная часть транспортного наследия страны. Этот поезд, курсирующий по маршруту Рига-Москва-Рига, долгие годы являлся символом международного сообщения Латвии с соседними странами и визитной карточкой латвийских железных дорог на международной арене.

История создания

История «Латвияс Экспресис» уходит корнями в историю латвийских железных дорог, начавшуюся ещё в 1861 году, когда была открыта первая железнодорожная линия, соединившая Ригу с Даугавпилсом. После провозглашения независимости Республики Латвия и создания Латвийского железнодорожного управления 5 августа 1919 года, латвийское государство начало процесс восстановления и развития железнодорожной инфраструктуры страны.

Современный поезд «Латвияс Экспресис» (номер 001/002) был создан компанией SIA "L-Ekspresis", основанной 15 ноября 1993 года. Главным направлением деятельности компании стало обеспечение международного железнодорожного сообщения со странами СНГ, продажа международных железнодорожных билетов и предоставление различных услуг по ремонту вагонов.

Поезд «Латвияс Экспресис» ежедневно курсировал между Ригой и Москвой, а также имел "сквозные вагоны", следующие до Санкт-Петербурга. Поезд обслуживался Латвийскими железными дорогами (LDZ). Время в пути до Москвы составляло 16 часов, большая часть которых приходилась на ночное время, что делало его идеальным вариантом для комфортного ночного путешествия.

Технические характеристики

«Латвияс Экспресис» — это современный комфортабельный поезд, оборудованный по высоким стандартам для обеспечения максимального удобства пассажиров. Вот его основные технические характеристики:

  1. Состав поезда: Поезд включает в себя различные типы вагонов:

    • VIP-вагоны 1-го класса
    • Стандартные вагоны 1-го класса
    • Вагоны 2-го класса
    • Вагоны 3-го класса
    • Сидячие вагоны
  2. Технические параметры:

    • Железнодорожная колея: 1520 мм (русская колея)
    • Маршрут: Рига-Москва-Рига с "сквозными вагонами" до Санкт-Петербурга
    • Длительность поездки: около 16 часов
    • Максимальная скорость: соответствует стандартам железнодорожных путей Латвии и России
    • Тяговый состав: современные локомотивы, обеспечивающие надежное и безопасное движение
  3. Вагоны VIP 1-го класса:

    • 4 купе для 2 взрослых (с возможностью размещения 1 ребенка до 10 лет)
    • В каждом купе две полки - нижняя и верхняя (нижняя - более широкая)
    • Кондиционирование воздуха
    • Стол
    • Выдвижное кресло
    • Шкаф
    • Умывальник
    • Телевизор
    • Душ
    • Халат
    • Зубная щетка
    • Тапочки
    • Сок
  4. Стандартные вагоны 1-го класса (Люкс или СВ):

    • Купе для 2 пассажиров
    • Обе полки - нижние
    • Обязательное бронирование мест
  5. Вагоны 2-го класса (Купе):

    • "Закрытые" купе для 4 пассажиров
    • Нечетные номера - нижние полки, четные - верхние
    • Обязательное бронирование мест
  6. Вагоны 3-го класса (Плацкартные):

    • Открытые купе с 54 местами для сна
    • Места №1-36 расположены в открытых купе
    • Места №37-54 расположены сбоку, напротив купе
    • Нечетные номера - нижние полки, четные - верхние
    • Обязательное бронирование мест
  7. Сидячие вагоны (Общие):

    • Обычно это переоборудованные плацкартные вагоны
    • Вместо 54 спальных мест продаются 81 сидячее место
    • Обязательное бронирование мест
  8. Дополнительные услуги для пассажиров 1-го и 2-го классов:

    • Бесплатный Wi-Fi на территории Латвии
    • Постельное белье
    • Минеральная вода (одна бутылка)
    • Чай или кофе с сахаром
    • Печенье (одна упаковка)
    • Газеты

image (7)-1.webp

История создания дизайна салона

Дизайн интерьера поезда «Латвияс Экспресис» отражает богатые традиции латвийского дизайна, корни которого уходят глубоко в историю страны. В середине XX века в латвийских промышленных предприятиях были созданы отделы художественного дизайна, а в 1961 году в Национальной академии искусств, наряду с курсами изобразительного искусства, текстильного искусства, керамики и металлообработки, были введены профессиональные учебные программы по дизайну.

При создании интерьера «Латвияс Экспресис» дизайнеры опирались на наследие латвийской школы дизайна, которая имеет богатые традиции в области промышленного дизайна, включая разработку радиооборудования, мебели, фарфора, текстиля, моды и ювелирных изделий. Латвийские дизайнеры исторически известны созданием декоративно выразительных объектов среды, предметов интерьера и информационных систем.

В период советской оккупации Прибалтийских государств, начиная с 1950-х годов, железнодорожная отрасль активно развивалась, что включало электрификацию железных дорог на пригородных пассажирских маршрутах, строительство новых мостов, переход на дизельные грузовые поезда и пассажирский транспорт дальнего следования, улучшение безопасности подвижного состава. Все эти достижения послужили основой для развития современного железнодорожного транспорта в независимой Латвии.

При разработке интерьера «Латвияс Экспресис» дизайнеры учитывали как функциональные требования, так и эстетические предпочтения пассажиров. Особое внимание было уделено созданию комфортной и эргономичной среды для длительных путешествий. Дизайн интерьера отличается:

  1. Функциональностью: Каждый элемент интерьера разработан с учетом удобства использования. Складные столики, регулируемые сиденья, продуманные системы хранения багажа - все это обеспечивает максимальный комфорт пассажиров.
  2. Эстетикой: Интерьер выполнен в сдержанной цветовой гамме с акцентами характерными для латвийского дизайна. Используются натуральные материалы, создающие ощущение уюта и комфорта.
  3. Технологичностью: Внедрение современных технологий, таких как Wi-Fi, электрические розетки, системы климат-контроля, позволяет пассажирам пользоваться всеми благами цивилизации во время путешествия.
  4. Безопасностью: При разработке интерьера особое внимание уделялось вопросам безопасности - от использования огнестойких материалов до продуманной эргономики, снижающей риск травм при движении поезда.
  5. Инклюзивностью: Дизайн учитывает потребности различных категорий пассажиров, включая людей с ограниченными возможностями.

Компания SIA "L-Ekspresis", эксплуатирующая поезд, имеет большой опыт в модернизации и ремонте подвижного состава. С момента своего основания в 1993 году компания предоставляла полный цикл обработки и обслуживания поездов, осуществляя техническое обслуживание и ремонт грузовых и пассажирских вагонов.

image (8)-1.webp

Редизайн и модернизация

За время существования поезд «Латвияс Экспресис» неоднократно подвергался модернизации и редизайну для соответствия современным требованиям комфорта и безопасности пассажиров.

Важным этапом в истории модернизации стало подписание 2 ноября 2012 года соглашения между компанией L-Ekspresis и Агентством инвестиций и развития Латвии о реализации проекта «Модернизация и развитие вагонного депо L-Ekspresis». Проект был софинансирован Европейским фондом регионального развития, который предоставил финансовую поддержку в размере 35% от стоимости проекта.

В рамках этой модернизации была проведена значительная реконструкция депо, приобретено и установлено современное оборудование, построен новый склад и внесены улучшения в технологические процессы, включая строительство новой котельной и цеха по ремонту колесных пар вагонов. Эти изменения позволили существенно повысить качество обслуживания подвижного состава и, соответственно, комфорт и безопасность пассажиров.

В течение последних лет Латвийские железные дороги реализуют масштабную программу модернизации станций и остановок, которая должна завершиться к 2029 году. Программа предусматривает строительство постоянных возвышенных платформ как минимум на 97 станциях или остановках, что охватывает около 70% мест с пассажирским обслуживанием. Эта инфраструктурная модернизация также влияет на общее качество обслуживания поезда «Латвияс Экспресис».

В рамках общей стратегии развития железнодорожного транспорта Латвии, компания SIA "L-Ekspresis" с 30-летним профессиональным опытом продолжает обеспечивать модернизацию и ремонт подвижного состава, предоставляя полный цикл обработки и обслуживания поездов.

Стоит отметить, что в марте 2020 года все международные пассажирские перевозки были приостановлены из-за пандемии коронавируса. Сообщение с Украиной не было возобновлено после пандемии из-за российского вторжения в Украину в 2022 году и государственных санкций против правительств Беларуси и России. Ночные рейсы из Риги в российские города и обратно, которые осуществлялись поездом «Латвияс Экспресис», также были приостановлены после вторжения России в Украину.

Однако, принципы дизайна и комфорта, заложенные в «Латвияс Экспресис», продолжают использоваться в других проектах латвийской железнодорожной отрасли. Так, в декабре 2023 года были введены в эксплуатацию новые электропоезда, произведенные группой Škoda. Эти поезда значительно улучшили обслуживание пассажиров на маршрутах из Риги в Тукумс, Елгаву, Огре и Скулте. Каждый электропоезд состоит из четырех вагонов, имеет длину 109 метров и вмещает 436 пассажирских мест. Поезда оборудованы одноуровневыми посадочными платформами для пассажиров, кондиционерами, эргономичными сиденьями и вакуумными туалетами.

image (6)-1.webp

Значение для транспортной системы Латвии

«Латвияс Экспресис» имел большое значение для транспортной системы Латвии, как символ международного сотрудничества и качественного железнодорожного сообщения. Железнодорожный транспорт играет важную роль в латвийской экономике. Из общего объема наземного транспорта в стране доля железнодорожных грузовых перевозок составляет около 39%, а пассажирских - 7%, но в пригородном регионе Риги она достигает 35%.

В настоящее время Латвия продолжает развивать свою железнодорожную инфраструктуру, привлекая финансирование как из фондов Европейского Союза, так и из государственного бюджета. Одним из значимых проектов является Rail Baltica - продолжающийся инфраструктурный проект, который свяжет все Балтийские государства, включая Латвию, с Польшей и, в перспективе, с Финляндией. Этот проект внедрит высокоскоростную железнодорожную линию стандартной колеи со скоростью до 249 км/ч для пассажирских поездов.

Заключение

Фирменный поезд «Латвияс Экспресис» — это не просто средство передвижения, а важная часть культурного и транспортного наследия Латвии. Сочетая в себе богатые традиции латвийского дизайна, современные технологии и высокие стандарты обслуживания, этот поезд олицетворяет стремление Латвии к интеграции в европейскую и мировую транспортную систему, сохраняя при этом свою национальную идентичность.

Несмотря на временное прекращение международного сообщения, опыт создания и эксплуатации «Латвияс Экспресис» продолжает использоваться в других проектах латвийской железнодорожной отрасли, обеспечивая высокий уровень комфорта и безопасности для пассажиров внутренних маршрутов. Модернизация железнодорожной инфраструктуры, проводимая Латвийскими железными дорогами, создает основу для возможного возобновления международного железнодорожного сообщения в будущем, когда политическая ситуация изменится.

Значение «Латвияс Экспресис» выходит за рамки простого транспортного средства - это символ надежности, комфорта и инновационного дизайна латвийской железнодорожной системы, заслуживший признание как среди латвийских пассажиров, так и на международном уровне.

Служба поддержки
+7 (495) 269-83-67
info@rusbiletnapoezd.ru
ferry2.app
Оформить подписку на наши новости