История фирменного поезда «Жигули» началась в далеком 1964 году, когда первый состав под номером №9/10 отправился в путь по маршруту Куйбышев (прежнее название Самары) — Москва — Куйбышев. Уже в ноябре 1965 года поезду было присвоено звание «фирменного», а вместе с этим статусом он получил и свое нынешнее название — «Жигули». Имя поезду было дано в честь знаменитого горного массива, расположенного на правом берегу Волги в Самарской области — природной визитной карточки региона.
С самого начала маршрут следования поезда проходил через территории нескольких областей: Самарской, Ульяновской, Пензенской, Рязанской, Московской, а также через Республику Мордовия. Крупнейшими городами на пути следования состава были и остаются Рязань и Сызрань. Общая протяженность маршрута в обоих направлениях составляет 1044 километра.
На протяжении более чем полувековой истории «Жигули» пережили несколько важных трансформаций, сохраняя при этом статус одного из самых популярных фирменных поездов России. В 1993 году звание фирменного поезда было вновь подтверждено приказом Министра путей сообщений по результатам прохождения аттестации.
За всю историю своего существования движение поезда было приостановлено всего один раз — с 15 апреля по 18 июля 2020 года в связи с пандемией COVID-19. В остальное время «Жигули» неизменно радовали пассажиров своей пунктуальностью и высоким уровнем сервиса.
Фирменный поезд «Жигули» курсирует по маршруту Самара — Москва — Самара ежедневно круглый год, имея статус скорого фирменного пассажирского поезда постоянного формирования (ППФ).
Основные технические параметры:
Состав поезда:
Нумерация вагонов:
В поезде используется система нумерации вагонов, при которой при отправлении из Самары счет идет с головы поезда, а при отправлении из Москвы — с хвоста поезда. Станций изменения номера поезда или направления движения поезда нет.
Обслуживание поезда происходит на нескольких станциях. Станции снабжения поезда водой: Самара, Рузаевка, Николаевка. На станции Рузаевка также происходит смена локомотивных бригад без смены локомотива. Станции обслуживания ЭЧТК и сбора мусора: Самара, Рузаевка, Николаевка.
История дизайна интерьера вагонов поезда «Жигули» неразрывно связана с эволюцией представлений о комфорте в железнодорожных путешествиях. С самого начала вагоны поезда отличались более высоким уровнем удобства по сравнению с обычными составами того времени.
В начальный период существования поезда в оформлении салонов преобладали традиционные для того времени решения — практичные материалы, неяркие цвета, функциональная мебель. Особое внимание уделялось деталям, подчеркивающим фирменный статус поезда — логотипы с названием «Жигули», фирменные цветовые акценты, отсылающие к природным оттенкам знаменитого горного массива.
Вагоны были оснащены более удобными спальными местами, улучшенным освещением и системой вентиляции. В купе устанавливалась мебель повышенной комфортности, выполненная из качественных материалов. Проводники в фирменной униформе обеспечивали пассажирам сервис более высокого уровня, чем в обычных поездах.
С течением времени совершенствовались не только технические характеристики поезда, но и дизайн его интерьеров. В 1980-х годах была проведена первая серьезная модернизация внутреннего оформления вагонов — появились более комфортабельные спальные места, улучшенная система освещения, более удобная мебель в купе.
В 1990-е годы, после подтверждения статуса фирменного поезда в 1993 году, в дизайне интерьеров стали использоваться более современные материалы и цветовые решения. Постепенно в вагонах появились дополнительные удобства — индивидуальные светильники для чтения, улучшенные столики, более качественное постельное белье.
Знаковым для «Жигулей» стал 2004 год, когда в честь 40-летнего юбилея поезда был проведен масштабный редизайн состава. Если раньше вагоны поезда были окрашены в традиционный зеленый цвет, то теперь его сменила корпоративная серо-синяя гамма РЖД. Это преображение внешнего облика поезда было с восторгом встречено жителями и гостями Самары.
Внутреннее оформление вагонов также претерпело существенные изменения. В плацкартные вагоны были добавлены системы кондиционирования воздуха и микроволновые печи, что значительно повысило уровень комфорта для пассажиров. В купейных вагонах появились дополнительные удобства — более комфортабельные спальные места, улучшенное освещение, более функциональная мебель.
В 2010 году произошло еще одно важное обновление — составы поезда «Жигули» были полностью обновлены и получили купейные вагоны и СВ ТВЗ нового модельного ряда. При этом плацкартные вагоны были полностью убраны из схемы поезда, что соответствовало новой концепции фирменного поезда как состава повышенной комфортности.
Настоящим прорывом стало появление в марте 2014 года в составе поезда вагонов класса «люкс». В каждом таком вагоне расположены 6 одноместных (при желании — двухместных) купе, которые могут трансформироваться в спальную комнату, гостиную или рабочий кабинет. Каждое купе оборудовано индивидуальной системой кондиционирования и душевым модулем, совмещенным с туалетной комнатой. В купе установлены телевизоры и DVD-проигрыватели, обеспечен беспроводной доступ в интернет.
В 2022 году произошло очередное обновление – в состав поезда вошли одноэтажные купейные вагоны нового модельного ряда, выполненные в виде двухвагонного сцепа с герметичным переходом. Каждый из них оборудован душевой кабиной, кондиционерами и биотуалетами. В новых вагонах организованы дополнительные зоны общего пользования, установлены специальные аппараты для фильтрации и нагрева воды — пурифайеры. Появились инновационные решения вроде складывающихся столиков и беспроводных зарядных устройств в купе.
На сегодняшний день все вагоны фирменного поезда «Жигули» оборудованы по высшему разряду и соответствуют современным стандартам комфорта:
В зависимости от класса обслуживания, пассажирам предоставляется определенный набор дополнительных услуг:
Особого внимания заслуживают купе для маломобильных граждан в штабном вагоне №6. Они отличаются увеличенной площадью, специальными приспособлениями для удобства передвижения и дополнительными сервисами для пассажиров с ограниченными возможностями.
С 2022 года в составе поезда появились вагоны поколения 2020, которые представляют собой улучшенные версии немецких вагонов "Амендорф". Они выделяются наличием складывающихся столиков, зон беспроводной зарядки гаджетов и обслуживанием по схеме "1 проводник на 2 вагона", что снижает беспокойство пассажиров во время поездки.
За более чем полувековую историю фирменный поезд «Жигули» завоевал репутацию одного из самых комфортабельных и пунктуальных поездов России. Ежемесячно он перевозит более 20 000 пассажиров, что свидетельствует о его высокой популярности.
В 2019 году «Жигули» отметили 55-летний юбилей — важную веху в истории не только самого поезда, но и всей системы фирменных поездов Российских железных дорог. За эти годы маленькая «Девятка» превратилась в настоящую легенду железных дорог, соединяющую сердце Поволжья со столицей.
Сегодня «Жигули» продолжают совершенствоваться, адаптируясь к растущим требованиям пассажиров к комфорту и сервису. Перспективы развития поезда связаны с дальнейшим обновлением подвижного состава, внедрением инновационных технологий обслуживания и расширением спектра предоставляемых услуг.
Фирменный поезд «Жигули» — это не просто средство передвижения между Самарой и Москвой, но и своеобразный символ Самарской области, её гордость и визитная карточка на железнодорожной карте России. Названный в честь живописного горного массива, поезд сам стал достопримечательностью, своеобразным движущимся памятником истории российских железных дорог, соединяющим прошлое и настоящее.